Извечная головная боль для ряда учителей. Заметьте, не для всех. Кто-то, у кого есть опыт или хорошо работает "соображаловка", давно понял, что вывести итоговую оценку можно легко, если Вы умеете заниматься именно "накопительством".
Речь, конечно, идет о том, как сделать так, чтобы открыв страницу журнала со своим предметом, Вы каждый раз радовались, ну, или хотя бы были удовлетворены тем, что у каждого ученика оценки стоят через одну-две клеточки.
Каждый здравомыслящий человек понимает, что, проводя традиционный опрос по типу: "К доске идет и рассказывает домашнее задание Иванов", оценок он на выходе получит "одну целую, одну десятую процента". Итак, мы (методом мозгового штурма) сейчас с вами быстренько "придумаем", как накопить оценок в течение четверти.
Конечно, традиционный опрос мы не отбрасываем за ненадобностью, а очень даже наоборот, записываем в актив: он нужен (не на каждом уроке) хотя бы для того, чтобы наши ученики не разучились говорить (пересказывать). Вы можете его оживить, предложив к каждой (или одной) логически завершенной части параграфа (или темы...) добавить свои соображения по поводу авторской мысли.
Вы, разумеется, современный учитель, а не какой-нибудь там времен первых пятилеток (хотя я перед ними преклоняюсь, как и вообще перед Учителем). Так почему бы Вам не использовать то, что есть всегда под рукой? Задействуйте обычный диктофон. Да-да, и пусть где-нибудь в сторонке один из учеников (а то и не один, как урок распланируете) "наговорит" Вам домашнее задание. Это, кстати, очень удобно еще и тем, что позволяет прослушать потом ответ не только Вам, но и самому ученику, а то и классу, и выявить явные и не очень ошибки, несоответствия, отметить логичность и стройность пересказа, ...
Очень хороши срезы (на 3, 5, 10 минут - как запланируете). Здесь оценку получит каждый, а то и две. Почему две, скажу ниже.
Срез можно провести по-разному. Можно дать задание письменно пересказать д/з - это уже минут на 15-20, не меньше. Этот срез хорош тем, что ученики, которые стесняются пересказывать на аудиторию (а такие в каждом классе есть), оказываются в выгодном для себя положении.
Можно предложить ответить на вопросы - это быстрее. Вопросы или проговариваете, или записываете заранее на доске.
А можно провести срез, где от ученика требуется закончить предложение. Самый простой пример: (Вы говорите) "1). Прибор для измерения давления воздуха - это..." (Ученик пишет) "1). барометр". Если учил - он это сделает. А если не учил, то хотя бы спишет у соседа - уже что-то в мозгах отложится, значит, уже не двойка. Такой срез динамичен, займет минут пять от урока, а оценки получат все.
Почему я говорила про две оценки? Думаю, со мной сейчас согласятся многие учителя. В нашем "ассортименте" всего три оценки: 5, 4, 3. Ну, как крайность, четвертая: это 2. Мне всегда этих оценок было мало: слишком малы градации, а 4+, допустим, мы поставить не имеем права - нет таких оценок. Поэтому, когда Вы сомневаетесь, ставить 3 или 4, например, ставьте обе оценки, а детям так и объясняйте, как есть. Оценки за такие коротенькие срезы ставить в столбик не обязательно.
Как еще "подкопить" оценок? Если Вы преподаете, например, русский язык или математику, то проверяя ежедневно тетради, ставите оценки отдельно за классную и домашнюю работы. Можно выборочно (не у всего класса) выставить эти две оценки (или вывести среднюю) в журнал.
Еще как вариант. В какой-то части урока даете каждому распечатанный текст. Дети подписывают свой листочек, исправляют ошибки. На уроке русского языка, это могут быть орфографические, синтаксические ошибки, на уроках истории или биологии, например, фактические, и т.д. Да, Вам надо заранее составить и распечатать этот текст, но это того стоит. Вы можете распечатать несколько разных текстов, чтобы соседу по парте достался совсем не такой. Опять же, работа каждого будет оценена.
Я привела всего несколько примеров "накопительства". Если у Вас хорошее воображение, Вы дополните этот список своими пунктами, когда будете работать. Мало того, что разнообразие позволит Вам не страдать по поводу отсутствия необходимого количества оценок, оно еще поможет расшевелить некоторых особо ленивых детушек.
Читайте также:
Вы дали очень хорошие и нужные рекомендации, Ирина Николаевна! Спасибо Вам за все Ваши советы большое-пребольшое! Наташа, студентка последнего курса.
ОтветитьУдалитьЭти "несколько примеров" дорогого стоят. Спасибо за то. что не просто даете сухие советы, но даете их интересно.
ОтветитьУдалитьУ меня ремарочка по поводу последнего совета по исправлению ошибок: когда-то считалось, что нельзя давать ученику тексты с ошибками, потому что он их-то и запоминает. А как сейчас?
ОтветитьУдалитьДа, было такое веяние. И при этом на каждом шагу практиковалась взаимопроверка. Это когда дети тетрадями меняются, проверяют и на полях оценку ставят. Чем одно от другого отличается? Где гарантия, что сосед по парте пишет без ошибок. А здесь прямо говорим: Текст набирал обычный ученик, а вы сейчас в роли учителя. Таким образом, им приходится проверять написание, вспоминать и применять правила.
УдалитьСпасибо за ваши советы! Мне в этом году начинать. Все для меня сейчас очень важно, каждая мелочь.
ОтветитьУдалить