суббота, 23 ноября 2013 г.

Как написать сочинение

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуманна композиция работы. 

Композиция - это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей. 
   
Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме: вступление - основная часть - заключение. 
   
Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста. 
   
В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргументировать его.
   

 Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако строить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:

ПРОБЛЕМА

КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

АРГУМЕНТ 1

АРГУМЕНТ 2

ВЫВОД


Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.

   Виды и формы вступления

Важно помнить, что основная цель вступления - подвести к формулировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Проблемный вопрос. Самый простой и часто используемый способ зачина. Когда не хватает времени (или фантазии) для написания развёрнутого вступления, просто начните с вопроса, формулирующего проблему текста:
"Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И.Ильин".

Общие сведения о проблеме. Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, оттолкнитесь от типичных фактов, событий, в которых эта проблема проявляется (особенно в наши дни):
"Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской."

Ссылка на авторитетное мнение: "Психологи утверждают, что зависимость от телевидения - это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом - благо или зло? Над этой проблемой задумался В Солоухин."

 Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям:
"Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Он и сейчас живёт в небольшом посёлке недалеко от знаменитого озера Байкал. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель, - проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России."


Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой:
"Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?" - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества."
Старайтесь подобрать цитату, непосредственно связанную с проблемой текста!

Виды заключения

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать размышления над проблемой текста. Кроме того, как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Обобщение основных мыслей автора. Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально: "Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других - это и есть подвиг!"

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос. В конце сочинения такое предложение возвращает читателя к проблеме текста, подчёркивая её актуальность:
"Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?"

Призыв, обращение к читателю. Особенно уместны в том случае, если сам автор нас к чему-либо призывает: "Итак, перед тем как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но не настоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей жизни или просто зрителем?"

Использование цитат. Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Возможно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста или цитаты из другого источника, точно отражающие позицию автора исходного текста:
"Итак, текст К.Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого:" Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие...!"

Авторская позиция

Авторская позиция - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста.

Средства выражения позиции автора.


Слова-маркеры. Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно и т. п.: "Главное - научиться различать, что действительно красиво, а что подделка (В. Лакшин). Не нужно скрывать радости! Нужно учиться культуре радости! (В. Никляев)."

Оценочная лексика. Оценочная лексика - слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный - положительная оценка; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный. противный - отрицательная оценка. Например: "Любящий человек - это великое благо (Е. Сикирич)".

Средства выразительности. Отношение автора могут передавать различные средства выразительности, например, риторические восклицания: "Ничто не доставляет такого удовольствия, как рассказывать о талантливых, честных, порядочных, мужественных людях! (Д. Гранин)."

Вводные слова. Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора: "К сожалению, невоспитанные люди, при первом же удобном случае затевающие ненужные ссоры, встречаются часто."

Побудительные предложения. Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю: "Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя."

2 комментария:

  1. Это очень полезная статья. Часто пишем сочинения не зная структуры - как придется.

    ОтветитьУдалить
  2. Татьяна Михайловна19 августа 2014 г. в 11:11

    Спасибо Вам большое!

    ОтветитьУдалить