пятница, 29 ноября 2013 г.

Отношения с учениками


Отношения с детьми - самая сложная тема для разговора. Невозможно дать определенные инструкции на каждый конкретный случай. И дети все разные, и учителя, и ситуации. 
     
Главное, что надо помнить, это то, что нельзя становиться на одну ступеньку с учащимися. Не так часто бывают плохие отношения между учителем и классом. Но бывают. Ответ один:
виноват тот, кто умнее. А поскольку умнее, благодаря хотя бы возрасту, Вы, то и ответственность на Вас - нравится Вам это или нет. Не пытайтесь быть этакой неприступной скалой, но и щебетать с ними, как подружка, еще хуже - дешевый авторитет никому еще пользы не принес. Я уже в одной из статей писала, что во всем надо придерживаться золотой середины. Таковая существует, и Вы просто обязаны ее нащупать, даже путем проб и ошибок, но
найти необходимо. Если Вы по-настоящему добрый и мягкий человек, то Вам придется прилагать усилия, чтобы не скатиться в сторону фамильярничанья детей по отношению к Вам - обычно они это быстро "просекают". В таком случае, дайте себе установку держаться ровно и называть учеников хоть и по имени, но на Вы. Это я сейчас говорю, как Вы понимаете, о старших. 
   
С малышней другие проблемы: там ябедничанье, ревность, иной раз полное непонимание или неприятие. В общем, свои заморочки. Но совет похож: тоже ровное отношение. 
     
Я не напишу сейчас четкой инструкции, как поступать в том или ином случае. Это невозможно. Для этого мало быть даже Антоном Семеновичем Макаренко, и "Педагогической поэмы"  мало, хотя советую прочитать тем, кто не имел такой возможности - очень полезно. Что импонирует, так это тонкий юмор, полное понимание психологии, и в то же время глубочайшая уверенность в том, что чем больше мы украшаем детскую "душу психологическими бантиками", тем меньше толку. Надо просто подходить к человеку с простым и ясным требованием (в общем, почитайте Макаренко - не пожалеете).
   
Все-таки несколько советов приберегла. 

Никогда не торопитесь обвинять. Возьмите время на размышление. 

Обратите внимание на то, как реагирует класс на шутку. Вы увидите, что с одним классом можно разрядить обстановку шуткой, а с другим, пошутив, Вы сами сорвете себе урок. Улыбаться можно и нужно, но так, чтобы у учеников не возникло желание тоже пошутить - начнется цепная реакция. 

Поскольку дети несовершеннолетние, всегда ставьте в известность родителей при возникающих недоразумениях. 
    
Конечно, Вы молоды и красивы и, когда Вы идете по школьному коридору, как Вы думаете, куда смотрят вот эти завтрашние выпускники?.. На Вашу голову? Ну да, как же... Они смотрят на Ваши ноги. Одевайтесь и ведите себя так, чтобы с их стороны не было двусмысленных взглядов. Вы очень даже привлекаете к себе внимание старшеклассников. Ни в коем случае! (ну Вы поняли, о чем это я). Ни-ни, ни при каких обстоятельствах...
   
Малышня будет Вас любить. Не позволяйте им виснуть на Вас, ну если только после долгой разлуки.

Главное, быть образованным, приятно-интригующе-сдержанным, отлично знающим свое дело, обладать тонким чувством юмора, я подчеркиваю - тонким, а не просто: хи-хи, ха-ха, уверенным, иногда самоироничным, и можете быть спокойны - они с Вами и за Вас, даже, если Вы никогда  не будете проявлять открыто своего к ним расположения. 

Читайте также:

1 комментарий: